• Все катера
  • КС-950
  • КС-850
  • КС-820
  • КС-701
  • КС-701.2
  • КС-600
  • КС-163
  • КС-162
  • КС-110
  • КС-110.2
  • КС-трим
  • Моторные лодки

Костромской судомеханический завод – промышленное судостроительное предприятие, занимающееся производством современных высокоскоростных алюминиевых и стальных катеров. Официально датой основания завода является 1 апреля 1934 года, когда был подписан акт о передаче костромской катеростроительной артели в систему предприятий треста «Лесосудомашстрой» Наркомата лесной промышленности. Фактически это был лишь новый этап в истории развития и становления завода.

За рекой Костромой в Трудовой Слободе была небольшая механическая кустарная мастерская братьев Бобровых. Здание представляло собой ветхий сарай, в котором были несколько токарных и сверлильных станков, строгальный станок, движок мощностью 12 лошадиных сил, небольшие вагранки для медного и чугунного литья. Вблизи располагались две кирпичные кузницы на четыре горна, принадлежавшие братьям Коневым. В 1929 году были выкуплены мастерская, кузницы и дом под контору. Так была создана кооперативная артель, которая через два года получила название «Промысловая механическая и судостроительная артель имени XIV-го октября». Таким образом, уже имелась производственная база и руководство. Рабочих стали набирать из числа жителей окрестных заречных деревень: Гридино, Оганино, Аферово и других, где жили людей ценной в то время профессии — котельщики. Секреты этой специальности люди хранили в тайне и передавали из поколения в поколение.

Закладки первых катеров производились прямо под открытым небом. Позднее корпусный цех оснастили специальными стапелями, которые устанавливались на рельсовые тележки. В те далекие времени на заводе катера изготавливались целиком клепанными. На улице был сильный грохот. Такая работа была причиной ухудшения слуха работников. Без сомнения, это был тяжкий труд, но работники продолжали с усердием выполнять свою работу.

Первые катера прошли испытания на реке Костроме в июле 1930 года. В этом году спустили на воду 8 судов. В то время в артели работало всего 80 человек. В 1931 году было построено уже 20 катеров, в дальнейшем строили по 50 катеров в год. Затем для артели наступили тяжелые времена, заказы стали сокращаться. Единственным выходом из ситуации был перевод артели в систему государственной промышленности. 1 апреля 1934 года был подписан акт о передаче костромской катеростроительной артели в систему предприятий треста «Лесосудомашстрой» Наркомата лесной промышленности. Государство старалось обеспечить завод заказами. Завод успешно выполнял планы пятилеток. В истории становления завода особыми событиями отметилась предвоенная пятилетка. У завода появились деревянный корпусный, механический и достроечный цеха, столовая. Именно в это время завод стал устанавливать в катера двигатели отечественного производства. В 1936 году рабочими завода впервые была применена электросварка. Для того времени это была революция в технологии производства. Благодаря электросварке увеличилась производительность труда, улучшилось качество катеров, и исчез грохот, который стоял за Костромкой, что улучшило условия труда рабочих и жизни людей из соседних окрестностей.

Рабочие и служащие артели, 3.05.1930 г.
Артель, 14 октября 1934 г.
Территория постройки первых катеров для Волгокаспийлеса (длина 13м, ширина 2,8 м) с двумя моторами Андрос по 50 сил двухтактные 3.05.1930
14 метровые верповаятные катера 100НР с 2-мя моторами Андрос перед транспортировкой на р.Кострому, май 1932
Территория постройки катеров артели, май, 1933 г.
Старый корпусный цех, 1938 г.

В 1937 году завод стал выпускать газогенераторные катера. Это было очень своевременное событие, так как в дальнейшем, во время войны жидкое топливо было на вес золота. В 1939 году на заводе был построен специальный первый кирпичный цех – газогенераторный. Но все же существовало много трудностей. Помимо нехватки производственных помещений была проблема удаленности от воды. Катера транспортировали до воды и на железную дорогу летом на санях, зимой – волоком.

С приходом войны завод перешел на выполнение военных заказов. Несмотря на все тяготы этого времени, весной 1942 года на заводе впервые начали строить цельносварные катера. Корпуса с этого момента стали ставить на стапель килем вверх, а не вниз, как ранее. Катера, производства Костромского судомеханического завода, участвовали в битвах за Сталинград, были на реках Румынии, Венгрии, Югославии, Болгарии и участвовали во взятии Берлина.

С окончанием Великой Отечественной войны советская промышленность, а вместе с ней и завод переключились на выпуск гражданской продукции. Первоочередная ориентация завода – удовлетворение нужд лесной промышленности. В то время имела место острая нехватка кадров. Чтобы удержать существовавшие кадры и привлечь новые, завод оказывал помощь бывшим воинам, инвалидам войны. Было расширено подсобное хозяйство завода. Желающим выделяли земельные участки. Не смотря на все проблемы в 1948 году завод превысил довоенный уровень производства.

Коллектив ИТР и служащих заводоуправления и цехов, июнь, 1947 г.

В то время завод испытывал острую нехватку дипломированных специалистов. В 1951 году при заводе открылась школа рабочей молодежи, одна из первых в Костроме. Рабочие охотно посещали школу, они имели огромное желание получить среднее образование. За все время работы школы в ней получили образование около пятисот рабочих и служащих. Таким образом решалась проблема нехватки специалистов.

Последующие года отметились двумя событиями – запуском в серийное производство катера Т-63 с газогенератором в жидкотопливном исполнении и освоением первого водометного катера ВБК-30. Кроме катеров в те года завод производил продукцию для лесозаготовителей и сплавщиков, а именно: металлические емкости и бункера для трелевочных газогенераторных катеров КТ-12, пароподогревательные установки для заправки лесовозных машин в зимних условиях, водомаслогрейки, несамоходные металлические баржи. В 50-х годах прошлого века были построены новые катеростроительный и механический цеха, складские помещения, завод получил новое оборудование и станки.

Следующим этапом развития катеростроения на заводе стал выпуск водометных катеров КС-100, первая промышленная партия которых вышла в 1963 году. На катере был установлен мощный по тем временам водометный движитель, благодаря которому катер разгонялся до 29 км/ч. Осадка катера при этом составила всего 33 сантиметра. На реках Сибири и в сплавных работах в нашей стране этому катеру не было равных.

Во второй половине 60-х годов судомеханический завод освоил выпуск ледокольного буксира водоизмещением 60 тонн с двигателем 350 л.с. и катера Т-135 с бульдозерной установкой на борту, который был способен разбирать заторы на молевом сплаве. В это время катера уже развивали скорость до 50 км./ч. Каждый год вплоть до сегодняшнего дня завод только наращивает свое производство, модернизируя оборудование, сохраняя и развивая технологии.

С 2001 года на смену стальной серии КС-100 пришли модернизированные, более мощные и комфортные катера серии КС-110 с большим количеством модификаций. В 2004 году освоено серийное производство алюминиевых скоростных катеров КС-700, длиной 7,3 м и КС-600, длиной 6,2 м; в 2006 — катеров КС-701, длиной от 7,4 до 8,6 м. В комплектации с водометным движителем катер КС-701 обладает уникальной возможностью перевести ручку реверса с переднего на задний ход и буквально остановить на месте, идущий на полной скорости катер!

С 2010 года завод производит моторные лодки серии КС-Фьорд, длинной 4.8, 5.6, 6.4 метра, а в 2011 г. разработана пожарная лодка КС-Фьорд-620, предназначенная для производства работ по тушению очагов возгорания, как на речных объектах (находящихся в акватории рек, озёр и пр.), так и на берегу (находящихся на расстоянии до 200 м. от лодки).

С 2010-х годов завод встал на путь интенсивного развития, практически каждый год происходит выход новых моделей катеров либо модернизация уже имеющихся. Все это стало возможно благодаря использованию компьютерной, вычислительной техники, высокой автоматизации производства и грамотному управлению предприятием. Следствие этого - повышение производительности труда, значительная экономия материалов, сырья и энергии, при одновременном повышении качества производимой продукции. Как итог, наша страна в 2016 году получила самые современные, не имеющие аналогов в мире буксирно- моторные катера, которые сейчас охраняют водные границы нашей Родины.

Чуть ранее, в 2014 году спущен на воду и сразу же запущен в серийное производство пассажирский катер КС-162. Вот уже несколько лет муниципалитеты закупают этот катер, который приходит на смену старым, физически и морально устаревшим советским катерам. Сейчас катера эти серии бороздят воды рек Лены, Шилки, озера Пясина.

В 2015 году АО «КСМЗ» выпустил первый тримаран КС-ТРИМ 650, сделанный по собственным разработкам конструкторского бюро. Уже в 2018 году он был кардинально модернизирован и появился, по сути, новый катер КС-ТРИМ 760, отличающийся высокой скоростью и остойчивостью на воде. Этот катер стал незаменим в борьбе с браконьерами и нарушителями спокойствия на воде.

В 2016 году завод выпустил скоростной катер КС-951, который отличает большие размеры, по сравнению с другими скоростными алюминиевыми катерами, выпускаемыми заводом. Это многофункциональный катер, которой можно эксплуатировать на воде с высотой волны до 3-х метров. В пожарной модификации (КС-950) он стал незаменим при тушении пожаров в морских условиях.

В 2018 году со стапелей сошел катер КС-850 – это ответ на просьбы и отзывы спецслужб создать комфортный среднеразмерный катер для патрулирования и поисково-спасательных работ. Уникальность катера заключается в его многофункциональности, так как за счет вариативной компановки он может быть водолазным, промерным, представительским и т.д.

Новинка 2019 года — катер КС-110.2, являющийся одной из наиболее перспективных моделей модульных катеров. Уникальность судна заключается в том, что он может быть использован как многофункциональная платформа, на которую могут быть установлены следующие блоки: грузовой, водолазный, радиолокационный, модуль обеспечения спец. связи и др.