Речной трамвай − водный транспорт, обеспечивающий регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров. Судно может использоваться для совершения рейсов по расписанию, проведения экскурсий, организации необычных праздников. Недавно на рынке водной техники России произошло значимое событие. Оно связано с разработкой нового проекта по выпуску современных пассажирских ТС, осуществленного инженерами-конструкторами Костромского судомеханического завода. Но прежде чем переходить к изучению особенностей и преимуществ речного трамвая от АО «КСМЗ», пройдёмся по страницам истории.
Первые водные маршрутки на территории России разработали в начале XX столетия. Небольшие пароходы начали курсировать по рекам Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и т. д. В Москве трамвайчики появились в 1923 году. Сначала ими управляли уполномоченные лица Московско-Окского управления речного транспорта, затем было основано Московское пригородное пароходство. Его флот включал 70 катеров пассажировместимостью от 40 до 100 человек.
В 30-х годах XX века указанные ТС стали составляющей транспортных систем Москвы, Ростова-на-Дону и ряда других городов. Эта тенденция сохранилась после войны. Постепенно парк судов изнашивался. Износ техники советского производства обусловил необходимость проектирования новых катеров для пассажироперевозок, с чем успешно справился судостроительный завод АО «КСМЗ».
Катер КС-163 − разработка, призванная сменить морально устаревшие модели. Купить водный транспорт в современном исполнении − актуальное предложение для российских и иностранных предприятий. При проектировании за основу брались измерения глубины, ширины рек, каналов, других водоёмов, учитывались сезонные изменения уровня воды. Благодаря этому наш завод выпустил маневренный проходимый катер-трамвайчик, отличающийся балансом осадки, габаритных размеров. Его параметры:
Речной трамвай подходит для эксплуатации на водных артериях с мелкобитным льдом. Это возможно за счёт установки двух винторулевых колонок (не смотря на то, что более популярное решение − гребной винт). Результат − улучшенное маневрирование, отсутствие необходимости использовать подруливающее устройство, исключение простоя из-за забивания винтового узла ледяной крошкой.
Высокие технические характеристики и проходимость − не все достоинства нового транспортного средства. Его плюсы:
Корпус судна стальной, цельносварной, клёпаные соединения отсутствуют, обладает усиленным набором корпуса. Вероятность повреждения при контакте с препятствием, образования течи стремится к нулю. Это важно для организации безопасных пассажироперевозок.
Салон обладает высоким уровнем комфорта. Исполнение сидений зависит выбранного заказчиком варианта. Оно может быть бюджетным (как в городском автобусе) или повышенной комфортности (как в туристических автобусах). Есть специально оборудованные места для людей с ограниченными возможностями. Катер крытый, что позволяет осуществлять рейсы при любой погоде. Обзор обеспечивают панорамные тонированные окна. Двери прислонно-сдвижного типа дополняются системами блокировки, исключающими получение травм.
КС-163 за один рейс перевозит 40 человек. Поскольку модель курсирует по коротким маршрутам, спальные места не предусмотрены.
Цена трамвайчика зависит от его комплектации и степени комфорта. Возможно скоро такие катера будут ходить по рекам крупнейших российских городов и могут стать составляющей транспортной системы, снизить нагрузку на автобусы, маршрутные такси, метро.