В СССР катера производства судомеханического завода получили широкое распространение на внутренних водах страны в качестве разъездных и катеров, предназначенных для выполнения специализированных, но большей части лесозаготовительных работ.
Они использовались в сельском хозяйстве, геологии, рыбной промышленности, в речном флоте, нефтяной и газовой промышленности. В конце 1963 года была построена первая серия катеров КС-100. Скорость катера составляла 29 км./ч, он был оснащен двухбарабанной лебедкой с механическим приводом и тяговым усилием до 5 т. До выхода в серию первый номер модели три месяца проходил испытания на реке Абакан. Стоит отметить, что Абакан – это полугорная река с очень быстрым течением до 4,5 м./с, с большим количеством протоков и перекатов, имеющих глубину до 40-50 см. Река использовалась для сплава древесины. Имеющийся на тот момент у рабочих катер проходил нужное расстояние перевалочного участка за 3-4 дня. КС -100 преодолел этот путь за 9 часов. Таким образом, КС-100 произвел революцию в сплавных работах, что дало ему путевку в жизнь. Как писал Н. Соколов в книге «Люди, годы и катера»: «Это была большая победа Костромских катеростроителей в водометном судостроении».
В последующие годы катер модернизировался, вышла новая модель КС-100А, которую отличали увеличенные размеры корпуса и ходовой рубки. Это был неприхотливый и надежный катер, простой в управлении с прочным стальным корпусом и водометным движителем. Данную модель высоко оценили в Финляндии, куда он экспортировался. Н. Соколов в книге «Люди, годы и катера» приводит цитаты одной из финских газет того времени: «Вчера в городе Савонлинна демонстрировалось в действии на воде судно необычного вида…
Благодаря водометной системе и гладкому дну катер КС-100А имеет исключительную способность хода на мелкой воде…». Кроме выполнения специализированных работ по лесосплаву, КС-100А также мог использоваться в качестве буксирного катера.
Спустя время, на смену катеру КС-100А пришел более современный катер КС-100Д, который как и все катера завода, отличался высокой маневренностью и проходимостью. КС-110Д внешне отличался от КС-100А формой и размерам рубки.
Как и младшие модели, катер мог оснащаться специальным оборудованием, с помощью которого устанавливались лесосплавные сооружения. Также мог буксировать небольшие плоты. В лесопожарной модификации использовался для патрулирования командой пожарных лесной территории в зоне рек и озер.
На основе испытанной временем модели КС-100Д были созданы катера КС-101, КС-102, КС-104 представлявшие собой целое семейство из 12 модификаций различного назначения, создаваемых на их основе.
Хотелось бы остановиться на модели КС-102. Это базовая модель служебного катера. Катер отличала высокая маневренность, благодаря которой он мог разворачиваться практически на месте. Один из самых распространенных дизельных двигателей на тот момент ЯМЗ 238 ГМ2 обеспечивал катеру скорость до 30 км/ч. Катер имел следующие модификации:
Самой популярной была модификация КС-102-02. Катер имел длина чуть более 14 метров, ширину 3,22 м., был оборудован двумя каютами в рубке и пассажирском модуле, предназначался для перевозки небольших рабочих бригад.
Катера КС-102, КС-100Д производились вплоть до начала 2000-х годов, затем им на смену пришел новый более современный катер КС-110.Он отличался новой формой надстройки. По сравнению с КС-100Д он получил носовую каюту, а кормовая каюта стала более просторная и комфортная.
На основе КС-110 стали выпускать множество его модификаций: