• Все катера
  • КС-110.2
  • КС-950
  • КС-850
  • КС-820
  • КС-701
  • КС-701.2
  • КС-600
  • КС-163
  • КС-162
  • КС-110
  • Яхты
  • КС-трим
  • Моторные лодки
Катер КС-100 - знаменитая серия КСМЗ
Знаменитая серия катеров КС-100 от КСМЗ

Знаменитая серия катеров КС-100 от КСМЗ

В СССР катера производства судомеханического завода получили широкое распространение на внутренних водах страны в качестве разъездных и катеров, предназначенных для выполнения специализированных, но большей части лесозаготовительных работ.  

Немного истории КС-100

Они использовались в сельском хозяйстве, геологии, рыбной промышленности, в речном флоте, нефтяной и газовой промышленности. В конце 1963 года была построена первая серия катеров КС-100. Скорость катера составляла 29 км./ч, он был оснащен двухбарабанной лебедкой с механическим приводом и тяговым усилием до 5 т. До выхода в серию первый номер модели три месяца проходил испытания на реке Абакан. Стоит отметить, что Абакан – это полугорная река с очень быстрым течением до 4,5 м./с, с большим количеством протоков и перекатов, имеющих глубину до 40-50 см. Река использовалась для сплава древесины. Имеющийся на тот момент у рабочих катер проходил нужное расстояние перевалочного участка за 3-4 дня. КС -100 преодолел этот путь за 9 часов. Таким образом, КС-100 произвел революцию в сплавных работах, что дало ему путевку в жизнь. Как писал Н. Соколов в книге «Люди, годы и катера»: «Это была большая победа Костромских катеростроителей в водометном судостроении».

Катер КС-100А - неприхотливость и надежность

В последующие годы катер модернизировался, вышла новая модель КС-100А, которую отличали увеличенные размеры корпуса и ходовой рубки. Это был неприхотливый и надежный катер, простой в управлении с прочным стальным корпусом и водометным движителем. Данную модель высоко оценили в Финляндии, куда он экспортировался. Н. Соколов в книге «Люди, годы и катера» приводит цитаты одной из финских газет того времени: «Вчера в городе Савонлинна демонстрировалось в действии на воде судно необычного вида… 

КС-100А Лесопожарный

Благодаря водометной системе и гладкому дну катер КС-100А имеет исключительную способность хода на мелкой воде…». Кроме выполнения специализированных работ по лесосплаву, КС-100А также мог использоваться в качестве буксирного катера.

Катер КС-100Д - маневренность и проходимость

Спустя время, на смену катеру КС-100А пришел более современный катер КС-100Д, который как и все катера завода, отличался высокой маневренностью и проходимостью. КС-110Д внешне отличался от КС-100А формой и размерам рубки. 

КС-100Д.jpg

Как и младшие модели, катер мог оснащаться специальным оборудованием, с помощью которого устанавливались лесосплавные сооружения. Также мог буксировать небольшие плоты. В лесопожарной модификации использовался для патрулирования командой пожарных лесной территории в зоне рек и озер.

На основе испытанной временем модели КС-100Д были созданы катера КС-101, КС-102, КС-104 представлявшие собой целое семейство из 12 модификаций различного назначения, создаваемых на их основе.

КС-102 - разворот на месте!

Хотелось бы остановиться на модели КС-102. Это базовая модель служебного катера. Катер отличала высокая маневренность, благодаря которой он мог разворачиваться практически на месте. Один из самых распространенных дизельных двигателей на тот момент ЯМЗ 238 ГМ2 обеспечивал катеру скорость до 30 км/ч. Катер имел следующие модификации:

  • КС-102-01 грузовое судно;
  • КС-102-02 служебно-разъездное судно;
  • КС-102-05 служебно-разъездное судно повышенной комфортности;
  • КС-102-08 технологическое судно;
  • КС-102-022 служебно-разъездное судно повышенной комфортности; 
  • КС-102-061 судно-рефрежератор.

Самой популярной была модификация КС-102-02. Катер имел длина чуть более 14 метров, ширину 3,22 м., был оборудован двумя каютами в рубке и пассажирском модуле, предназначался для перевозки небольших рабочих бригад.

КС-110 - новый и современный катер на смену КС-100

Катера КС-102, КС-100Д производились вплоть до начала 2000-х годов, затем им на смену пришел новый более современный катер КС-110.Он отличался новой формой надстройки. По сравнению с КС-100Д он получил носовую каюту, а кормовая каюта стала более просторная и комфортная. 

новый катер взамен КС-100

На основе КС-110 стали выпускать множество его модификаций:

Читайте также:

Array
(
    [0] => Array
        (
            [ID] => 693
            [~ID] => 693
            [NAME] => Новые правила пользования маломерными судами 2022
            [~NAME] => Новые правила пользования маломерными судами 2022
            [DATE_ACTIVE_FROM] => 28.11.2022 12:01:00
            [~DATE_ACTIVE_FROM] => 28.11.2022 12:01:00
            [PREVIEW_PICTURE] => 
            [~PREVIEW_PICTURE] => 
            [DETAIL_PICTURE] => 2822
            [~DETAIL_PICTURE] => 2822
            [PREVIEW_TEXT] => С января 2021 года вступили в силу обновленные Правила пользования маломерными судами на водоемах Российской Федерации. Они обязательны для всех видов маломерных судов, даже если они не подлежат регистрации.
            [~PREVIEW_TEXT] => С января 2021 года вступили в силу обновленные Правила пользования маломерными судами на водоемах Российской Федерации. Они обязательны для всех видов маломерных судов, даже если они не подлежат регистрации.
            [CODE] => novie-pravila-polzovanya-malomernimy-sudamy-2022
            [~CODE] => novie-pravila-polzovanya-malomernimy-sudamy-2022
            [DETAIL_PAGE_URL] => /blog/novie-pravila-polzovanya-malomernimy-sudamy-2022/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /blog/novie-pravila-polzovanya-malomernimy-sudamy-2022/
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [EXTERNAL_ID] => 693
            [~EXTERNAL_ID] => 693
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
            [IBLOCK_TYPE_ID] => news
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => news
            [IBLOCK_ID] => 26
            [~IBLOCK_ID] => 26
            [IBLOCK_CODE] => 
            [~IBLOCK_CODE] => 
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
        )

    [1] => Array
        (
            [ID] => 676
            [~ID] => 676
            [NAME] => Новинки катеров 2020-2021
            [~NAME] => Новинки катеров 2020-2021
            [DATE_ACTIVE_FROM] => 28.12.2021 12:58:00
            [~DATE_ACTIVE_FROM] => 28.12.2021 12:58:00
            [PREVIEW_PICTURE] => 2662
            [~PREVIEW_PICTURE] => 2662
            [DETAIL_PICTURE] => 2663
            [~DETAIL_PICTURE] => 2663
            [PREVIEW_TEXT] => Несмотря на сложившуюся ситуацию в мире, Костромской судомеханический завод продолжает свою работу! Подводим итоги новинок катеров 2020-2021 года!
            [~PREVIEW_TEXT] => Несмотря на сложившуюся ситуацию в мире, Костромской судомеханический завод продолжает свою работу! Подводим итоги новинок катеров 2020-2021 года!
            [CODE] => novinki-katerov-2020-2021
            [~CODE] => novinki-katerov-2020-2021
            [DETAIL_PAGE_URL] => /blog/novinki-katerov-2020-2021/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /blog/novinki-katerov-2020-2021/
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [EXTERNAL_ID] => 676
            [~EXTERNAL_ID] => 676
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
            [IBLOCK_TYPE_ID] => news
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => news
            [IBLOCK_ID] => 26
            [~IBLOCK_ID] => 26
            [IBLOCK_CODE] => 
            [~IBLOCK_CODE] => 
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
        )

    [2] => Array
        (
            [ID] => 675
            [~ID] => 675
            [NAME] => Консервация катера 
            [~NAME] => Консервация катера 
            [DATE_ACTIVE_FROM] => 10.12.2021 09:51:00
            [~DATE_ACTIVE_FROM] => 10.12.2021 09:51:00
            [PREVIEW_PICTURE] => 2659
            [~PREVIEW_PICTURE] => 2659
            [DETAIL_PICTURE] => 2660
            [~DETAIL_PICTURE] => 2660
            [PREVIEW_TEXT] => Рассмотрим подготовку катера к зиме на примере алюминиевого скоростного водометного катера с электромагнитной муфтой. Этапы работ, особенности.
            [~PREVIEW_TEXT] => Рассмотрим подготовку катера к зиме на примере алюминиевого скоростного водометного катера с электромагнитной муфтой. Этапы работ, особенности.
            [CODE] => konservaciya-katera
            [~CODE] => konservaciya-katera
            [DETAIL_PAGE_URL] => /blog/konservaciya-katera/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /blog/konservaciya-katera/
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [EXTERNAL_ID] => 675
            [~EXTERNAL_ID] => 675
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
            [IBLOCK_TYPE_ID] => news
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => news
            [IBLOCK_ID] => 26
            [~IBLOCK_ID] => 26
            [IBLOCK_CODE] => 
            [~IBLOCK_CODE] => 
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
        )

)